С 1924. года он возглавлял пятую колонну Коминтерна в Рейхстаге, с 1925. он был членом Исполкома.
По приказу Вождя он отказался сотрудничать с социал-демократами на парламентских выборах, что, в результате последовавших событий, привело к национал-социалистической диктатуре в Германии.
Тельманн был немедленно арестован и с *3.3.1933 непрерывно, до самой расправы над ним, находился в застенке. Но в 1939. Сталин и Гитлер заключили Договор о Дружбе!
Что стоило Кобе его сохранить? Что стоило убедить Гитлера признать Тельманна умалишённым и переправить в СССР на санаторно-курортное лечение? Какую роль этот бывший рабочий трибун в советской эмиграции мог играть далее для немцев?
Узнав о заключении советско-германского пакта, Эрнст Тельман в своём письме в Москву от 1 сентября 1939 года пишет: «Примечательно, что начиная с конца февраля 1939 года почти совершенно прекратились в немецкой прессе и радиовещании ложь и клевета против Советского Союза и грязные нападки на его вождей. Даже по кратким заметкам в немецкой прессе относительно XVIII партийного съезда ВКП(б) можно было установить некоторое ослабление в напряжённости отношений». В письме высказана надежда на то, что во время московских переговоров обсуждался вопрос о его освобождении: «Был ли он разрешён так, что я могу надеяться на скорое освобождение, я могу не знать, но моя сегодняшняя надежда – что да».
После заключения пакта условия содержания Тельмана временно улучшились: ему разрешали видеться с женой и дочерью дважды в неделю, иногда эти свидания длились по 8 часов. Немецкие чиновники требовали от Тельмана публичного заявления о поддержке гитлеровского режима, но его позиция оставалась по-прежнему твёрдой. Вот что пишет немецкий коммунист по этому поводу в Москву: «Я именно теперь убеждён, что Сталин и Молотов не упустили и не забыли при переговорах в Москве с Риббентропом поставить вопрос об освобождении политических заключённых в Германии, в том числе и меня, и для меня вполне понятно, что мои друзья могли поступить только так, а не иначе».
После войны Роза Тельман, прошедшая немецкий концлагерь, рассказала о ставшей ей известном письме Проскурова, исполнявшего обязанности начальника разведывательного управления генштаба Красной армии, Георгию Димитрову от 17 февраля 1940 года: «К Эрнсту приходили с предложением подписать бумагу, документ, поносящий коммунизм и об отречении его от коммунизма потому, что его друзья решили покинуть его. В ответ на это он назвал имена руководителей и самого высокого руководителя (имеется в виду тов. Сталин) и сказал, что эти друзья его никогда не покинут».
"Не покинут".
Преданнейшего вассала, вернейшего соратника, без пяти минут канцлера красной Германии и икону всего западноевропейского коммунизма Сталин просто вышвырнул вон, как использованную гигиеническую прокладку.
* характерная дата - 3.3. был заключён и Брест-Литовский мирный договор.